13.03.2023
О профилактике расстройств зрения у детей
13.03.2023
Территориальный отдел Управления
Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе напоминает,
что необходимо обращать внимание на развитие зрения у детей. Очень важно
максимально расширять профилактические мероприятия с дошкольного возраста,
когда ещё можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.
Организм ребенка восприимчив ко
всякого рода воздействиям, поэтому именно в детском возрасте следует заниматься
развитием зрения и профилактикой заболеваний глаз.
Хорошее зрение зависит от множества
самых разнообразных факторов как внутренних (наличие болезней, характер
питания, наследственная предрасположенность и т.д.), так и внешних (различные
ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия зрительной работы и т.д.).
Параллельно с ростом и развитием
всего детского организма наблюдается большая изменчивость всех элементов глаза
и формирование его оптической системы. Этот процесс особенно интенсивно
протекает в период от 1 года до 5 лет жизни ребенка. В этом возрасте
значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила, вес глазного
яблока.
Сказывается это на изменении остроты
зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе
глаза). Острота зрения, равная 1,0 (т.е. норма) формируется у детей не сразу, а
колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеет
дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) всё ещё
значительно преобладает над нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция
к уменьшению числа детей с дальнозоркостью.
В возрасте от 3 до 7 лет причиной
понижения остроты зрения бывает и близорукость. По данным многих авторов, число
близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза: 1,5% - в 3
года и 3,0% - в 7 лет.
Среди учащихся, поступающих в 1
класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие
дальнозоркости). Нарушение остроты зрения у таких детей приобретено не в школе,
а еще в дошкольном возрасте.
Увлечение родителей ранним
приобщением детей дошкольного возраста к буквам, чтению, чрезмерное увлечение
гаджетами, когда еще не сформировавшийся глаз подвергается значительной
нагрузке, приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных
возможностей и в конечном итоге к расстройствам и заболеваниям глаз.
Если раньше дети дома больше
занимались рисованием, лепкой, читали, писали или играли с конструктором, то
сейчас эти занятия вытесняет увлечения телевидением и играми на электронных
устройствах. Такие занятия требуют постоянного активного участия зрения.
Наиболее частыми формами нарушений
зрения в детском возрасте являются косоглазие и близорукость. Лучший способ
избежать глазных болезней у детей - это регулярное проведение лечебных осмотров
(в возрасте 3 лет - 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет - 1 раз в год). Важно
помнить, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем
прогноз лечения благоприятнее.
Как сохранить или улучшить зрение
ребенка
В предупреждении зрительных
расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма. Для этого у ребенка
должен быть определенный распорядок жизни без напряженной длительной зрительной
нагрузки в неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, неудобная
поза, несоответствие роста размерам мебели). Частое нарушение режима дня
выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем
воздухе, резком ограничении двигательной активности и т.д.
Правильные зрительные привычки у
детей нужно формировать с 2-3 лет. Учите детей периодически моргать, не
горбиться, не давайте им возможность смотреть пристально, просите чаще
переводить взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Превратите эти
упражнения из игры в привычку. Длительный просмотр телевизора, занятия на
компьютере, планшете, мобильном телефоне оказывают неблагоприятное влияние на
зрение.
Для охраны зрения детей необходимо
правильно организовать занятия в домашних условиях. Чтобы сохранить или
улучшить зрение ребенка, нужно подобрать для него соответствующие игрушки и
игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется.
Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр,
способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).
Общая продолжительность занятий
ребенка дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до
5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую,
так и во вторую половину дня, при этом между занятиями необходимо выделять
время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия,
связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для
отдыха.
Следует давать детям возможность
походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений,
подойти к окну и посмотреть вдаль.
Длительность
непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30
минут, оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40
см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В
комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение.
Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Во время занятий
свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и
лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной
лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время
дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние
для зрительной деятельности - 30-35 см. Желательно исключить из поля зрения
ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И,
конечно, не надо забывать о правильном положении тела - стараться сидеть
достаточно расслабленным, не сутулиться, делать гимнастику для глаз.
Берегите
детей и будьте здоровы!