Положение-о-профориентационной-работе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Киришская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Киришская школа-интернат»)

«РАССМОТРЕНО»
Педагогическим советом
протокол № 1 от 30.08.2023 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом № 9а
от 30.08.2023г.

Положение о профориентационной работе

пгт Ефимовский

1. Общие положения
1.1. Профориентационная работа в ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат» (далее
– Школа) реализуется в соответствии с Методическими рекомендациями и порядком
реализации профминимума, направленными в письме Минпросвещения от 17.08.2023 №
ДГ-1773/05.
1.2. Профориентационная работа в школе должна основываться на
дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и
психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации,
жизненные планы, уровень образовательных результатов.
1.3. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые,
групповые и индивидуальные формы.
1.4. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь
школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации
молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
1.5. Цели профориентационной работы в школе: формирование готовности
школьников
к
профессиональному самоопределению;
активизация процесса
профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о
мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе,
осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к
реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной
адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня
психологической компетенции обучающихся за счет снабжения их соответствующими
знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в
самосовершенствовании.
1.6. Задачи профориентационной работы в школе:

обеспечить профориентационную
направленность учебных
программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой
работе
педагогического
коллектива,
родительской
общественности,
специалистов соответствующих организаций и учреждений;

создать
систему
квалифицированной
и
комплексной
профориентационной работы с обучающимися;

сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору
профессии в соответствии с его интересами, состоянием здоровья и
особенностями и с учетом потребности региона в кадрах;

формировать у обучающихся профессиональные намерения на
основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных
психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей
региона в кадрах;

привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам
творчества, повышающего его роль в выборе профессии;

создать
систему
профессионального
просвещения
и
консультирования обучающихся;

обеспечить дифференцированное обучение школьников для более
полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

обеспечить использование возможностей психологической службы
школы для организации и проведения профориентационной работы.
2. Организация профориентационной работы в школе
2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с АООП
школы. Содержание профориентационной работы описано в рабочей программе

воспитания обучающихся, конкретизировано в календарных планах воспитательной
работы, планах внеурочной деятельности и учебных планах.
2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям:

профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с
современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями
хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами
развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, которым
должны соответствовать люди соответствующей профессии, возможностями
профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе
трудовой деятельности;

профессиональная консультация – оказание помощи обучающимся в
профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о
выборе профессионального пути;

профессиональный подбор – представление рекомендаций обучающимся о
возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих
их психологическим, психофизическим, физиологическим особенностям, на основе
результатов психологической, психофизической и медицинской диагностики;

профессиональная, производственная и социальная адаптация – система
мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у
него соответствующих социальных, профессиональных качеств, установок и
потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня
профессионализма.
2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников
содержание профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего
образования.
2.3.1. На уровне начальной школы профориентационная работа направлена:

на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни
человека и в обществе;

развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на
участии детей в различных видах деятельности.
2.3.2. На уровне старших классов профориентационная работа направлена:
2.3.2.1. В 5–7-х классах:

на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной
деятельности;

формирование образа «Я»;

приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве,
экономике, культуре.
Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые
позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями,
предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
2.3.2.2. В 8–12-х классах:

на уточнение
образовательного
запроса
в
ходе элективных
и
факультативных курсов;

групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи
в выборе профиля обучения.
3. Реализация профориентационной работы в школе
3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы:

через единство всех видов образовательной деятельности обучающихся;



взаимодействие

с

учреждениями

среднего

профессионального

образования;

взаимодействие с руководителями предприятий (организаций).
3.2. Профориентационная работа реализуется на базовом уровне профминимума.
3.3. Профориентационная работа реализуется в форматах:
 внеурочная деятельность;
 урочная деятельность;
 взаимодействие с родителями/законными представителями;
 практико-ориентированный модуль;
 дополнительное образование.
3.4. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба профориентации. В ее
состав входят ответственный за профориентацию в школе, педагоги-навигаторы, классные
руководители, педагоги-предметники, библиотекарь, социальный педагог, педагогпсихолог.

4. Ответственные за профориентационную работу в школе
4.1. Ответственными за профориентационную работу в школе являются
заместители директора школы по УВР.
4.2. Функция ответственного за профориентационную работу – организация и
управление профориентационной работой в школе, в том числе:

поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение обучающихся на уровне основного и среднего общего образования;

планирование работы педагогического коллектива по формированию
готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в
соответствии с основной образовательной программой образовательной организации;

анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному
направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по
организации
системы
учебно-воспитательной
работы,
направленной
на
самоопределение обучающихся);

проведение совещаний педагогических советов и производственных
совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального
самоопределения старшеклассников;

организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного
уровня;

контроль своевременного повышения компетентности в области
самоопределения
обучающихся классными руководителями;
учителями,
преподающими на уровне начального общего образования; педагогами-предметниками;
школьным психологом; библиотекарем;

контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, педагоговпредметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по проблеме
профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся;

контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной
подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные
курсы, исследовательские проекты).
5. Педагоги-навигаторы
5.1. Педагог-навигатор – специалист, непосредственно осуществляющий
педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей
реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий.

5.2. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники
основного общего образования, дополнительного образования.
5.3. Педагог-навигатор должен пройти обучение по специализированной
программе ДПО в общем объеме не менее 36 академических часов. Программа
направлена на совершенствование профессиональных компетенций по формированию
осознанности и ГПС у обучающихся 6–9-х классов.
5.4. Педагог-навигатор непосредственно сопровождает профориентационные
мероприятия в школе.
5.6. Педагог-навигатор формирует списки участников проекта «Билет в будущее»,
собирает согласия с родителей обучающихся для участия в проекте, проводит
всероссийские профориентационные онлайн-уроки, комплексные онлайн-диагностики и
групповые консультации, организует и сопровождает обучающихся на мероприятия
профессионального выбора в регионе, собирает и передает отчетную документацию.
5. Классные руководители
5.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в
части рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
соответствующего уровня образования, составляет план педагогической поддержки
самоопределения обучающихся конкретного класса.
5.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной
работы с учениками:

индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;

психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся:
данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика
(портфолио);

помощь обучающимся в выборе образовательной траектории:
определении профильного обучения и профессионального становления, анализе
достижений, формировании портфолио;

организация посещения обучающимися дней открытых дверей
организациях среднего профессионального образования;

организация тематических и комплексных экскурсий класса на
предприятия;

помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся
и их родителей по проблеме самоопределения;

встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами и
обучающимися организаций среднего профессионального образования;

родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности
обучающихся к профессиональному самоопределению.
6. Педагоги-предметники
Педагоги-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу
по следующим направлениям:

показывают обучающимся роль труда в жизни человека;

привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел;

организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в
учреждения и предприятия;

вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

знакомят обучающихся с миром профессий;


способствуют развитию познавательного интереса и творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства:
проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции,
предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние
сочинения и т. д.;

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у
обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей
обучающихся;

адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей обучающихся.

7. Библиотекарь
Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
 регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь
выбирающим
профессию
(по
годам
обучения)
и
пособия
по
профориентационной работе;
 изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу,
помогающую в выборе профессии;
 организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на темы выбора
профессии;
 накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные
данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы
(фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
 регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям
(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.).
8. Социальный педагог
Социальный педагог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:

способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной
самооценки, поскольку оказывает педагогическую поддержку обучающимся группы
риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

консультирует обучающихся по социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки
социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
9. Педагог-психолог
Педагог-психолог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:

изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;

осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и их
родителей;

проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;

осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на
тему выбора профессии;

консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей;
организует выступления родителей обучающихся перед учениками с
информацией о своей профессии;

выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и
педагогам;

помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности;

создает базу данных по профессиональной диагностике.



10. Документация по профориентационной работе
Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в
образовательной организации, являются:

настоящее положение о профориентационной работе;

план работы по профориентации на текущий учебный год;

рабочая программа воспитания и календарные планы воспитательной
работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».