Рабочая программа воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.

Пояснительная записка
Программа воспитания является обязательной частью адаптированных
основных образовательных программ ГБОУ ЛО «Ефимовская коррекционная
школа-интернат».
Рабочая программа воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская коррекционная
школа-интернат» (далее Программа) разработана на основе примерной
программы воспитания («Примерная программа воспитания», Москва, 2020)
в соответствие с Федеральным государственным образовательным
стандартом (далее ФГОС) образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом
педагогические работники (учитель, классный руководитель, воспитатель,
тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
обучающимися деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей
организацией.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимся с
ментальными нарушениями личностных результатов, определенные ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): формировать у них основы российской идентичности;
готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и
включает в себя:
- описание особенностей воспитательного процесса;
- цель и задачи воспитания обучающихся на уровне НОО;
- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических
работников, обучающихся и социальных партнеров организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
- основные направления самоанализа воспитательной работы в
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности, совместно с семьей и другими институтами
воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные

ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Рабочая программа воспитания является открытым документом, что
предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам,
связанным с изменениями во внешней или внутренней среды школы.

Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса

Процесс воспитания в ГБОУ ЛО «Ефимовская коррекционная школаинтернат» (далее ОО) основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и
семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в ОО;
 ориентир на создание в ОО психологически комфортной среды для
каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в ОО
детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и
педагогических работников содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и
обучающихся;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в ГБОУ ЛО «Ефимовская
коррекционная школа-интернат» являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы ОО являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
 важной чертой каждого ключевого деда и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогических работников и
обучающихся является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная
активность;

 педагогические работники школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и
иных детских объединений, на установление в них доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
Раздел 2. Цели и задачи воспитания
Развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основано на социально-педагогической
поддержке и приобщении обучающихся к базовым национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте
формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и
поведения.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности обучающегося единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности школьника и усилий самого учащегося по
своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания, применительно к возрастным
особенностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) позволяет выделить следующие целевые приоритеты,

которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях
общего образования.
1. Начальное общее образование (1-4 классы)
В воспитании обучающихся младшего школьного возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего
школьного
возраста
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): с их потребностью самоутвердиться в
своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися
именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет
базой для развития социально значимых отношений обучающихся и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в
дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из
них относятся следующие:
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для обучающегося работу,
помогая старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать
птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоемы);
 проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;

 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для
обучающегося с ментальными нарушениями этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений.
2. Среднее общее образование
5-12 классы
В воспитании обучающихся подросткового возраста с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приоритетом является
создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в

будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), связано с особенностями
обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как
личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом
возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений обучающихся.
10-12 классы
В воспитании обучающихся юношеского возраста (10-12 классы) с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приоритетом
является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися
опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): с их потребностью в жизненном самоопределении, который

открывается перед ними на пороге взрослой жизни. Сделать правильный
выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический
опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
вхождению школьников с ограниченными возможностями здоровья во
взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
 опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
 опыт природоохранных дел;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
 опыт самопознания: опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет
способствовать решение следующих основных задач:
1.
реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации и проведения;
2.
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3.
вовлекать обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в кружки, творческие объединения и
курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам
дополнительного
образования,
реализовывать
их
воспитательные
возможности;
4. использовать в воспитании обучающихся возможности школьного
урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);

5.
организовывать профориентационную работу с обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
6.
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями;
7.
организовывать для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) экскурсии, пешие прогулки и походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и
педагогических работников, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется
в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогическими работниками и обучающимися. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся,
объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого
числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения,
ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение
ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный
характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогическими работниками для обучающихся.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы.
Вне образовательной организации:

социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел
(благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу
социума;
проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации
обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
На уровне образовательной организации:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми
для
обучающихся
и
педагогических
работников
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность обучающихся;
капустники – театрализованные выступления педагогических
работников, родителей и обучающихся с элементами доброго юмора,
пародий, импровизаций на темы жизни обучающихся и педагогических
работников. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального
общения, способствуют сплочению детского, педагогического и
родительского сообществ школы;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и
педагогических работников за активное участие в жизни школы, защиту
чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие школы.
Это способствует поощрению социальной активности обучающихся,
развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими
работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу.
Ключевые общешкольные дела (КОД)
Вне

Ежегодный

социальный

проект

экологической

и

образовательной
организации

трудовой направленности «Это не мой мусор, но это
моя Земля!»
Ежегодный социальный проект «Спасибо!» - открытка
и поздравление для учителей-пенсионеров к Дню
учителя
Ежегодные всероссийские акции: «Час Земли», «Добрая
крышечка», «Батарейки сдавайтесь»

На
уровне Традиционные школьные праздники: «День Знаний»,
образовательной
«Неделя дорожного движения», «Международный день
организации
учителя»,
«Праздник
урожая»,
«Новый
год»,
Спортивно-патриотическая игра «Зарница», «День
защитника Отечества», «Масленица», «Международный
женский день», «День здоровья», «Логопедический
утренник», «День рождения школы», «Последний
звонок», «Сад памяти», «Прощание с начальной
школой»
«Посвящение в первоклассники»
Акция «Земля без мусора» (субботник), «Доброе дело» значимые дела, которые дарит каждый класс школе
Капустник для обучающихся и педагогов «1 апреля
никому не верю!»
Церемония награждения «Признание»
На уровне классов:
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
вовлечение по возможности каждого обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ключевые дела школы в
одной из возможных для их уровня развития ролей: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь обучающемуся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими
взрослыми;
коррекция поведения обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые
могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный
руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вверенного ему
класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с
родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в их подготовке,
проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), совместных дел с обучающимися вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовнонравственной,
творческой,
профориентационной
направленности),
позволяющие
с
одной
стороны,
–
вовлечь
в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать
им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и
упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагогического работника и обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основанных на принципах

уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной
позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения
обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому
обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать
в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса
через наблюдение за поведением обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного
руководителя
с
родителями
обучающихся,
учителями-предметниками, а также – со школьным психологом;
поддержка
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в решении важных для него жизненных
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
педагогическими
работниками,
выбор
профессии,
дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося,
которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале

каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи;
коррекция поведения обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) через частные беседы с ним,его
воспитателями, его родителями или законными представителями, с другими
обучающимися класса; через включение в проводимые школьным
психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметниками
и
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных
делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и
понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских
собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Работа с родителями обучающихся или их законными
представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел класса.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
вовлечение
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
педагогических
работников
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
поощрение педагогическими работниками детских инициатив.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее
видов:
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности,
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного
отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:
доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию

обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) требований и просьб педагогического работника,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим

идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.

Модуль 3.5. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного
дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями
обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие,
на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например:
«фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города
или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь
российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий,
имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны;
многодневные походы, организуемые совместно с организациями,
реализующими
дополнительные
общеразвивающие
программы
и
осуществляемые с обязательным привлечением обучающихся к
коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест
возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка
необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению
(распределение среди обучающихся основных видов работ и
соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу
туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и

всего похода - по возвращению домой);
турслет с участием команд, сформированных из педагогических
работников, обучающихся и их родителей, включающий в себя, например:
соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по
спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку
местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской
кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных
биваков, комбинированную эстафету;
летний выездной палаточный лагерь, ориентированный на организацию
активного
отдыха
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обучение навыкам выживания в дикой
природе, закаливание (программа лагеря может включать мини-походы,
марш-броски, ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры,
соревнования, конкурсы).

3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.
Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося
– подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к выбору,
педагогический
работник
актуализирует
его
профессиональное
самоопределение,
позитивный
взгляд
на
труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной обучающимся профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, дающие обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и
организации высшего образования;
совместное с педагогическими работниками изучение интернет
ресурсов,
посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;
индивидуальные консультации психолога для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на учебные и внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с

разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории
(например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению
альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного
оформления отведенных для детских проектов мест);
акцентирование внимания обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания обучающихся;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного обучающегося;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим
воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие

деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и
педагогическими работниками;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания,
умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися
деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того,
что личностное развитие обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
учителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на
следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного
развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по учебновоспитательной работе, классными руководителями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими
работниками. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения учителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
качеством профориентационной работы школы;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».